Начало / Статьи / Культура /

Антология удмуртской музыки раскуплена
22.06.08

Герман КорепановНедавно в своем уютном старинном особняке на улице Ленина Союз композиторов Удмуртии собрался практически в полном составе. Юрий Толкач поставил диск, и на экране пошли кадры с незабываемыми лицами. Герман Корепанов, Геннадий Корепанов-Камский, Юрий Болденков, Николай Шабалин... Их уже нет с нами. Но они заговорили. Заговорили в том числе и своей музыкой.

Вот Герман Афанасьевич рассказывает о том, как создавалась его первая песня «Мон тодам ваисько» - «Я тебя вспоминаю». Он даже не знал, что эти трогательные стихи принадлежат знаменитой ныне, а тогда малоизвестной удмуртской поэтессе Ашальчи Оки. Думал, что слова народные. Написал мелодию, переложил на партии и отдал дирижеру хора радио и телевидения А.И. Гордону. Хор разучил, и вот - первое исполнение. Полилась теплая, задушевная, распевная мелодия, напоминающая удмуртские народные песни, и вместе с тем - уникальная, авторская. У самих исполнителей в глазах стояли слезы. «Я был несказанно счастлив, - говорит на экране
Г. Корепанов. - Это была моя путевка в композиторскую жизнь».

Кто видел и слышал хоть раз в жизни Геннадия Михайловича Корепанова-Камского на эстраде, тот вовек не забудет его яркую артистическую манеру подачи народных песен. Он был первым председателем удмуртского отделения Союза композиторов, благодаря его авторитету и влиянию Союз получил это замечательное здание в центре города, свой штаб. Оба они - Герман Афанасьевич и Геннадий Михайлович - стали основоположниками удмуртской профессиональной музыки, создав первые оперы, оперетты, симфонии, сюиты, инструментальные концерты... Вместе с ними ушла целая эпоха.

Следующее поколение местных композиторов пришло в профессию с обновленным музыкальным языком, в котором имели место атональность, дисгармония, острые созвучия, иной способ работы с фольклором. Первые слушатели «Сельских песен» Ю. Толкача недоумевали: «Народ так не поет». Действительно, у молодого тогда автора хор не только распевал узнаваемые удмуртские песни, но между пением хлопал в ладоши, охал, делал неожиданные паузы, смеялся. Но все это разве не из жизни!

Особенно бесстрашно экспериментировал Юрий Болденков, хотя и у него можно услышать мелодичную музыку, например, хор «Утро в горах». Именно его партийные боссы обличали с трибун: «У нас так много местных поэтов, почему вы вдруг написали песни на слова африканских?». Недавно ушедший от нас Николай Шабалин в последние годы плодотворно работал с Национальным театром Удмуртии, написал запоминающуюся музыку ко многим спектаклям, например, к этнографической драме «Айно», где вплел в музыкальный венок и напевы бесермянских крезей. Песни Евгении Копысовой на слуху у всей Удмуртии. Разрабатывает русский вятский фольклор Сергей Черезов.

А начался вечер с музыки Г. Корепанова в исполнении его внучки пианистки Марии и домриста Геннадия Рузманова. Председатель Союза Александр Корепанов рассказал о 35-летней деятельности СК, а это многочисленные концерты, фестивали, премьерные исполнения, участие в создании симфонического оркестра Удмуртии, выпуск собственными силами антологии удмуртской музыки, нотных текстов. Обо всем этом красноречиво говорили афиши, развешанные по стенам. Союз растет за счет музыковедов, которые много делают для пропаганды творчества местных композиторов и народной музыки, выпускают книги, учебные пособия, научные монографии. Такие сочинения появились в последнее время под авторством Р. Чураковой, А. Голубковой, И. Нуриевой. Но сам композиторский корпус, увы, редеет. Молодежь, которую воспитывают композиторы, не возвращается после окончания учебы, остается в консерваторских городах. Почему? Потому что в Удмуртии в последние два десятилетия у композиторов нет заказов от Министерства культуры, - считают авторы. Значит, им приходится писать в стол, как делает, например, Сергей Корепанов, и зарабатывать на жизнь кто как сможет - в учебных заведениях, филармонии, театрах. С. Корепанов, например, работает в Сирийской консерватории. Вот такая «симфония».

Творчество композиторов Удмуртии востребовано: разошелся практически весь недешевый тираж антологии удмуртской музыки. Он оказался особенно востребованным в год 450-летия присоединения Удмуртии к России. В планах второе издание. Это ли не оценка творчества! 

Нина ПУЗАНОВА

Источник: Удмуртская правда
 

Начало / Статьи / Культура /