Начало / Общество и политика / Политика /  

В Марий Эл строится пародия на «вертикаль власти»
22.03.05

Марийская тема за последнее время отмечена явным вниманием прессы, причем мнения о событиях в Марий Эл носят отчетливо полярный характер: от осуждения антинациональной политики президента Марий Эл Леонида Маркелова до осуждения марийской общественности за привлечение внимания к проблеме этноцида российских финно-угорских народов.

Разница в интерпретации событий в Йошкар-Оле может послужить примером того, как национальная проблема может трактоваться в зависимости от местонахождения источника. К примеру, целую серию статей о бедственном положении марийцев разместили на своих страницах несколько влиятельных финских газет, причем финские журналисты неоднократно выезжали в Марий Эл и приводили конкретные примеры, основанные на сборе фактов и личных впечатлениях.

Венгерские газеты также не оставили своим вниманием последние события, связанные с нападением на лидера всероссийского движения мари Владимира Козлова. Реальные примеры притеснения марийского народа на собственной территории приводили крупнейшие эстонские газеты, корреспонденты которых не менее тщательно проводили собственные расследования.

В российских же СМИ и особенно в официальной республиканской прессе марийскую тематику можно встретить лишь либо в платных заказных статьях, восхваляющих деятельность президента Марий Эл Маркелова, либо в редких, никем не подписанных измышлениях по поводу «экспорта революций» и «взламывании российских границ по оси Волги».

Основная масса выступлений акцентировалась на итогах прошедших выборов президента Марий Эл, в ходе которых были допущены серьезные нарушения законодательства и на фактах откровенного давления на избирателей, превративших выборы президента Марий Эл в грубый фарс.

Но это был, так сказать, информационный повод для вскрытия назревающих в Марий Эл более серьезных проблем. Маленькая волжская республика как в миниатюрном кривом зеркале отразила составляющие национальной политики в регионах России на фоне передела собственности.

Переход государственных средств производства в руки криминалитета, сопровождающееся насильственными банкротствами, громкими скандалами, подачей в розыск и бандитскими разборками, неуклонное снижение уровня жизни населения республики, рост безработицы, смертности (Марий Эл лидирует по России) и суицида в том числе и среди подростков, рост протестного голосования на выборах разного уровня, коррупция и фальсификация итогов голосования – Марий Эл в этом отношении ничуть не стала исключением среди других российских регионов. 

Новостью стало, пожалуй, лишь то, что в отличие от других финно-угорских народов мари сумели привлечь к своим проблемам внимание мирового сообщества и взяли на себя смелость напомнить Леониду Маркелову о том, что он стал президентом национальной республики, где около половины населения составляет коренное население - марийский народ. В отличие от своего президента, живущий веками на этой земле и имеющий совершенно определенные права на защиту собственных национальных интересов. 

Нет смысла приводить список просчетов действующей администрации в национальной политике Марий Эл за время  хозяйничанья  Маркелова на марийской земле: он слишком велик. Главное, что на сегодняшний день  национальные интересы марийского народа оказались серьезно ущемлены: марийский язык переведен в статус факультативных предметов,  коренное население представлено в правительстве двумя (!) представителями, все государственные документы издаются исключительно на русском языке, по «национальному признаку» незаконно увольняются руководители-мари районных и городских администраций, предприятий, учебных заведений, за год в марийских книжных издательствах печатается считанное количество книг на родном языке, программа теле-и радиовещания на марийском языке сокращена до неприличного минимума и идет лишь в дневное время и.т.д. 

Таким образом, коренное население - марийский народ беззастенчиво оттесняется не только от управления  в сфере экономики и  политики, но и от возможности  общения и получения информации на своем родном языке в сфере науки, образования и культуры. 

Здесь приведены факты в первую очередь по марийскому народу, поскольку мари – титульное население республики. И  в этом его главное отличие от, к примеру, живущего в странах Балтии русского нацменьшинства – мари живут на собственной территории и их право на эту землю освящено веками. По нетитульным же нацменьшинствам, проживающим на территории  Марий Эл: чувашам, мордве, татарам ситуация еще хуже. У них практически нет возможности изучать свой родной язык и сохранение собственной национальной культуры целиком на их плечах.

Как и их украинские собратья марийские избиратели вместе с представителями других народов вышли на митинги с протестами против фальсификации итогов голосования и антинациональной политики маркеловской администрации, но результаты оказались прямо противоположными. 

Митинги были нещадно разогнаны, а их организаторы оказались за решеткой местного СИЗО. Последний митинг состоялся прямо перед зданием Государственного Национального театра  им.Шкетана, где в это время шел торжественный прием по случаю инаугурации Леонида Маркелова. Добавим, что проведение этих митингов, так же как и объявленного на днях митинга Гражданского конгресса республики Марий Эл запрещалось под всяческими надуманными предлогами вроде «ремонта покрытия дорог» и. т. п.

Последовавшие за этим репрессии  инакомыслящих наблюдатели называют не иначе как возвратом феодализма, с такой рабской угодливостью администрация бросилась исполнять приказы Леонида Маркелова о всяческом подавлении политических противников. Массовые увольнения с работы руководителей предприятий, школ, специальных учебных заведений, заведение уголовных дел на оппонентов по «липовым» обвинениям и даже незаконные отлучения от  медицинских клиник дорожным катком прокатились по республике. 

Все эти действия администрации вызвали очередную волну выступлений: после неоднократных, но, к сожалению, безуспешных попыток привлечь к своим проблемам внимание российских властей марийская демократическая оппозиция была вынуждена обратиться к международной общественности, прежде всего к родственным финнам, эстонцам и венграм. По инициативе видных политических и культурных деятелей Финляндии, Эстонии, США, Великобритании и Швеции  появилось обращение "В защиту марийского народа".

Среди восьми с лишним тысяч подписантов и их число растет с каждым днем – представители не только финно-угорских государств, но и представители нацменьшинств со всего мира. Они добились законодательного признания своих прав в собственных государствах и проблемы марийского народа им близки и понятны. 

Эта, довольно неожиданная для сторонних наблюдателей, активизация политического самосознания и схожесть действий марийской оппозиции с так называемой «оранжевой» и «розовой» революциями действительно могла дать повод назвать ее «белой» революцией. 

Некоторые горе – патриоты уже окрестили марийское движение в защиту своих прав «развалом территориальной целостности России». Но нужно иметь в виду, что подтягивать события в Марий Эл под «экспорт революций» было бы абсолютно не корректно. Прежде всего, по отношению к демократической оппозиции.

Во-первых, потому, что противостояние марийского общественного движения и администрации Маркелова продолжается уже не один год. Самым драматичным следует назвать 2002 год, когда вся общественность республики встала на защиту Национального театра им.М.Шкетана. Театр отстоять удалось. Ценой увольнения руководителя театра В.Николаева и главного режиссера В.Пектеева. 

Но взаимоотношения президента и лидеров марийского движения с тех пор претерпевали изменения только в худшую сторону. Дважды подвергся избиению «неизвестными» и был практически изгнан из республики тогдашний Oньыжа – руководитель всероссийского движения мари  В.Николаев. 

Оппозиционной прессе, а это 14 изданий, запрещено печататься в республике и представители независимых СМИ подвергаются прямому давлению со стороны администрации республики. 

Только в этом году жестокому избиению подверглись корреспондент радио «Свобода» Е. Рогачева и главный редактор международной финно-угорской газеты «Kudo+Kodu», Oньыжа всероссийского движения мари Владимир Козлов. 

После серии прямых угроз и вызовов «на ковер» был вынужден оставить свой пост  главный редактор муниципальной газеты «Йошкар-Ола» В. Лежанин. В официальной республиканской прессе об этих событиях нет ни единой строчки - всем журналистам было строго предписано ничего не писать об этих нападениях. 

Точно так же «замолчали» и отказ двадцати финно-угорских ученых от участия в предстоящем юбилейном 10 Международном Конгрессе финно-угроведов, который намечено провести в этом году в Йошкар-Оле. Они выразили таким образом свой протест против этноцида марийского народа и в знак солидарности с уволенными в последнее время марийскими деятелями науки и образования. 

Но в официальных СМИ об этом предпочли не писать – мало ли что, ведь преступники, напавшие на Владимира Козлова и других оппозиционных журналистов по-прежнему гуляют на свободе…

Атмосфера страха стала привычным явлением в Марий Эл, - пишет по этому поводу эстонская газета «Eesti Päevaleht». Ходят слухи, что телефонные разговоры прослушиваются, что президент любит мстить. Ни один местный чиновник не скажет ни слова, не спросив предварительно разрешения своего вышестоящего начальства, тот – у министра, министр – у президента.

«Вертикаль власти» приобрела в Марий Эл свой худший пародийный вариант, когда чуть ли не все население республики должно выстраиваться «по струнке» в угоду личным пристрастиям президента, не обоснованным ни правовыми, ни юридическими нормами. Как заметил один известный философ: «Власть – развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно».

Во-вторых, нельзя не отметить, что марийская оппозиция отнюдь не «прикормлена»  западными инвестициями и демократические институты западных стран не имеют в Марий Эл своих «проводников». 

Лидеры марийского общественного движения без всяких денежных  вливаний  на протяжении вот уже многих лет требуют от властей лишь одного: учета национальных интересов коренного населения, выполнения конституционных прав марийского народа на территории своей республики и шире – всех финно-угорских нацменьшинств, проживающих на территории субъектов РФ. 

Уже  одно это самоотверженное и бескорыстное отстаивание общенародных, общеэтнических  интересов  сделало бы честь любому правозащитному движению и вызывает искреннее уважение.

В-третьих, представители марийского общественного движения требуют не постов в правительстве Марий Эл, а нормального конструктивного сотрудничества с администрацией республики в процессе принятия жизненно важных для республики вопросов. 

До сих пор администрация всячески уходила от переговоров, а то и игнорировала благоприятные возможности, предпочитая силовые методы и откровенно криминальные «наезды». Так что огульные обвинения в «карьерной» корысти тоже не имеют под собой никаких оснований.

При этом надо отметить, что  правящей верхушке удалось внести раскол в отношения между членами исполкома всероссийского движения мари «Мер кангаш». Прежде всего, используя административный ресурс. Два члена исполкома  возглавили региональные представительства  Марий Эл в своих республиках и фактически лишились возможности критиковать действия правительства Марий Эл, не рискуя своими должностями. 

Это показали события во время инаугурации Леонида Маркелова, когда за организацию митинга протеста против фальсификации итогов выборов были арестованы два наиболее уважаемых лидера «Мер кангаш»: духовное лицо – Верховный карт Марий Эл Александр Таныгин и руководитель «Мер кангаш» Владимир Козлов и неподобающее молчание членов исполкома по этому поводу. 

Оставим размышления на тему недостаточности опыта политической культуры, позволяющей в исключительных случаях максимально прояснять свою позицию, но малодушие в принципиальных вопросах заменило здесь элементарную солидарность со своим лидером.

Марийский народ как и другие финно-угорские народы России стоит сегодня  в начале долгого пути  осознания себя как политически дееспособной нации, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Отсюда пока еще не всегда умелое пользование политическими рычагами и  возможностями активизации общественного самосознания. 

Всему этому еще только предстоит учиться, преодолевая  особенности уклада традиционного общества, продвигаясь вместе с Россией в понимании основополагающих принципов построения демократии, выстрадав необходимость соблюдения правовых норм в отношении защиты прав личности и народа, выверяя ситуацию в республике по лучшим образцам цивилизованных взаимоотношений народа и государства, принятым в мире.

Но это никак не может быть основанием для того, чтобы упирая на пресловутую толерантность и ментальность финно-угорских народов, использовать их как расходный материал в гигантском всероссийском горниле рождения подлинной демократии и за их счет сохранять состояние амбивалентного гражданского мира и согласия. 

Косность и неповоротливость государственной бюрократической машины мешает проявиться малым народам не только в сфере политики и экономики, но и в культуре, религии, литературе и становится реальным тормозящим фактором развития народа и  полноценной реализации его государственного статуса. 

Елена Кузьмина
 

Начало / Общество и политика / Политика /