Начало / Общество и политика / Религия / Язычество /

Справка об основах вероучения
Марийской Традиционной Религии «Марий кумалтыш»

1. Основные положения

Почитатели традиционной марийской религии признают Единого Бога Тӱҥ Ош Кугу Юмо и девятерых его помощников (проявлений), ежегодно три раза читают молитву, один раз в год принимают участие на коллективном или семейном молении, в течение жизни не менее семи раз проводят семейное моление с жертвоприношением, регулярно проводят традиционные поминки в честь умерших предков, соблюдают марийские праздники, обычаи и обряды.

2. История возникновения Марийской Традиционной Религии и Общины Марийской Традиционной Религии «Марий кумалтыш»

До начала распространения моноестических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке возродился образ Единого Бога Тӱҥ Ош Кугу Юмо (Единый Светлый Великий Бог). Единый Бог (Бог – Вселенная) считается вечным, всемогущим, вездесущим и всеправедным Богом. Он проявляется в материальном, так и в духовном обличии, выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за:

  • спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого – бог светлого мира (Тӱня юмо), животворящий бог (Илян юмо), божество творческой энергии (Агавайрем юмо);

  • милость, праведность и согласие – бог судьбы и предопределения жизни (Пӱрышӧ юмо), всемилостлевый бог (Кугу Серлагыш юмо), бог согласия и примерения (Мер юмо);

  • всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни – богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава), богиня изобилия (Перке Ава).

Вселенная, мир, космос в духовном понимании марийцев представляются как непрерывно развивающиеся, одухотворяющаяся и преобразующаяся от века к веку, от эпохи к эпохе система разноязычных миров, духовных и материальных природных сил, явлений природы, неуклонно стремящаяся к своей духовной цели – единению с Вселенским Богом, поддерживающим непрерывную физическую и духовную связь с космосом, миром, природой.

Тӱҥ Ош Кугу Юмо является источником бытия. Как и вселенная, Единый Светлый Великий Бог постоянно меняется, развивается, совершенствуется, вовлекая в эти изменения всё мироздание, весь окружающий мир, в том числе и само человечество. Время от времени, через каждые 22 тысячи лет, а иногда и раньше, по воле Бога происходит разрушение какой-то части старого и сотворение нового мира, сопровождающийся полным обновлением жизни на земле.

Последнее сотворение мира произошло 7516 лет тому назад. После каждого нового сотворения мира жизнь на земле качественно улучшается, в лучшую сторону меняется и человечество. С развитием человечества происходит расширение человеческого сознания, раздвигаются границы миро- и боговосприятия, облегчается возможность обогащения знаний о вселенной, мире, предметах и явлениях окружающей природы, о человеке и его сущности, о путях совершенствования человеческой жизни.

Среди марийцев сохранились отголоски дуалистического мировоззрения, в которой важное место занимала вера в божеств сил и явлений природы, в одушевлённость и одухотворённость окружающего мира и существование в них разумного, самостоятельного, материализованного существа – хозяина – двойника (водыж), души (чон, ӧрт), духовной ипостаси (шырт). Однако марийцы верили, что божества, всё окружающее в мире и сам человек является частью единого Бога (Тӱҥ Юмо), его образом.

Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не наделялись антропоморфными чертами. Марийцы понимали важность активного соучастия человека в делах божьих, направленных на сохранение и развитие окружающей природы, постоянно стремились приобщать богов в процесс духовного облагораживания и гармонизации повседневной жизни. Некоторые руководители марийских традиционных обрядов, обладая обострённым внутренним зрением, усилием своей воли могли получить духовное просветление единого Бога Тӱҥ Юмо.

Единый Бог – Вселенная объемлет всё живое и весь мир, выражает себя в почитаемой природе. Ближайшая к человеку живая природа является его образом, но не самим Богом. Человек способен составить лишь общее представление о Вселенной или её части, на основе и с помощью веры познав её в себе, испытав живое ощущение божественной непостижимой реальности, пропустив через собственное «Я» мир духовных существ. Однако полностью познать Тӱҥ Ош Кугу Юмо – абсолютную истину нельзя. Марийская традиционная религия, как и все религии, имеет лишь приближённые знания о Боге. Только премудрость Всеведущего охватывает всю сумму истин в себе.

Марийская религия, как более древняя, оказалась ближе к Богу и абсолютной истине. В ней мало влияния субъективных моментов, она меньше подверглась к социальной модификации. Принимая во внимание стойкость и терпеливость в сохранении переданной предками древней религии, самоотверженность при соблюдении обычаев и обрядов, Тӱҥ Ош Кугу Юмо помог марийцам сохранить истинные религиозные представления, защитил их от размывания и необдуманных изменений под влиянием всевозможных нововведений. Это позволило марийцам сохранить своё единство, национальное самосознание, выжить в условиях социального и политического гнёта Хазарского каганата, Волжской Булгарии, татаро-монгольского нашествия, Казанского ханства и отстоять свои религиозные культы в годы активной миссионерской пропаганды в XVIII – XIX веках.

Марийцев отличает не только божественность, но и добросердечность, отзывчивость и открытость, готовность в любое время прийти на помощь друг другу и нуждающимся. Марийцы в тоже время свободолюбивый народ, любящий во всём справедливость, привыкший жить спокойной размеренной, как и окружающий нас природа, жизнью.

Традиционная марийская религия непосредственно влияет на формирование личности каждого человека. Творение мира, как и человека осуществляется на основе и под воздействием духовных начал Единого Бога. Человек является неразрывной частью Космоса, растёт и развивается под воздействием тех же космических законов, наделён образом Божьим, в нём, как во всей Природе, сочетаются телесное и божественные начала, проявляется родство с природой.

Жизнь каждого ребёнка задолго до его рождения начинается с небесной зоны Вселенной. Первоначально она не имеет антропоморфной формы. Бог посылает жизнь на землю в материализованной форме. Вместе с человеком развиваются и его ангелы-духи – покровители, представляемые в образе божества Вуйӱмбал юмо, телесной души (чон, йаҥ) и двойников – образных воплощений человека ӧрт и шырт.

Все люди в равной мере обладают человеческим достоинством, силой ума и свободы, человеческой добродетелью, вмещают в себе всю качественную полноту мира. Человеку дана возможность регулировать свои чувства, контролировать поведение, осознать своё положение в мире, вести облагороженный образ жизни, активно творить и созидать, заботиться о высших частях Вселенной, защищать животный и растительный мир, окружающую природу от исчезновения.

Являясь разумной частью Космоса, человек, как и постоянно совершенствующийся единый Бог, во имя своего самосохранения вынужден постоянно работать над самосовершенствованием. Руководствуясь велением совести (ар), соотнося свои действия и поступки с окружающей природой, достигая единства своих помыслов с сотворчеством материальных и духовных космических начал, человек, как достойный хозяин своей земли, своим неустанным повседневным трудом, неиссякаемым творчеством укрепляет и рачительно ведёт своё хозяйство, облагораживает окружающий мир, тем самым совершенствует самого себя. В этом и состоит смысл и назначение человеческой жизни.

Исполняя своё предназначение, человек раскрывает свою духовную сущность, восходит на новые ступени бытия. Через совершенствование себя, исполнения предначертанной цели человек совершенствует мир, достигает внутреннего благолепия души. Традиционная религия марийцев учит, что за такую деятельность человек получает достойное вознаграждение: он значительно облегчает свою жизнь на этом свете и участь и загробном мире. За праведную жизнь божества могут наделить человека дополнительным ангелом-хранителем, то есть утвердить бытийность человека в Боге, обеспечив тем самым способность к созерцанию и переживанию Бога, гармонию божественной энергии (шулык) и человеческой души.

Человек свободен в выборе своих действий и поступков. Он может вести жизнь как в направлении Бога, гармонизации своих усилий и устремлений души, так и в обратном, разрушительном направлении. Выбор человека предопределяется не только божественной или человеческой волей, но и вмешательством сил зла.

Правильный выбор в любой жизненной ситуации можно сделать лишь познав самого себя, соразмерив свою жизнь, повседневные дела и поступки со Вселенной – Единым Богом. Имея такой духовный ориентир, верующий становится подлинным хозяином своей жизни, обретает независимость и душевную свободу, спокойствие, уверенность, проницательность, рассудительность и размеренность чувств, непоколебимость и настойчивость в достижении поставленной цели. Его не тревожат жизненные невзгоды, социальные пороки, зависть, корысть, эгоизм, стремление к самоутверждению в глазах окружающих. Будучи подлинно свободным, человек обретает достаток, спокойствие, разумную жизнь, защитит себя от любого посягательства со стороны недоброжелателей и злых сил. Его не напугают тёмные трагические стороны материального бытия, узы нечеловеческих мук и страданий, скрытые опасности. Они не помешают ему продолжать любить мир, земное существование, радоваться и любоваться красотой природы, культурой.

В повседневной жизни верующие традиционной марийской религии придерживаются таких принципов, как:
- постоянное самосовершенствование путём укрепления неразрывной связи с Богом, регулярного его приобщения ко всем важнейшим событиям в жизни и активного соучастия в божественных делах;
- нацеленность на облагораживание окружающего мира и общественных отношений, укрепление человеческого здоровья путём беспрестанного поиска и обретения божественной энергии в процессе творческого труда;
- гармонизация отношений в обществе, укрепление коллективизма и сплочённости, взаимной поддержки и единства при отстаивании религиозных идеалов и традиций;
- единодушная поддержка своих духовных наставников;
- обязательность сохранения и передачи последующим поколениям лучших достижений: прогрессивных идей, образцовых изделий, элитных сортов зерновых и пород животноводства и т.д.

Традиционная религия марийцев главной ценностью в этом мире считает все проявления жизни и призывает ради её сохранения проявлять милость даже по отношению к диким зверям, преступникам. Доброта, добросердечность, согласие во взаимоотношениях (взаимная помощь, взаимоуважение и поддержка дружественных отношений), бережное отношение к природе, самодостаточность и самоограничение в использовании природных богатств, также стремление к знаниям считаются важными ценностями в жизни общества и в регулировании отношений верующих с Богом.

В общественной жизни традиционная религия марийцев стремится поддерживать и совершенствовать социальную гармонию.

Марийская традиционная религия объединяет верующих древнемарийских (чимарийской) веры, почитателей традиционных верований и обрядов, принявших крещение и посещающих церковное богослужение (марла вера) и приверженцев религиозной секты «Кугу Сорта». Эти этноконфессиональные различия сформировались под воздействием и в результате распространения православной религии в крае. Религиозная секта «Кугу Сорта» оформилась во второй половине XIX века. Существующие между религиозными группами определённые несоответствия в верованиях и обрядовой практике не играют существенного влияния в повседневной жизни марийцев. Эти формы традиционной марийской религии составляют основу духовных ценностей марийского народа.

Религиозная жизнь приверженцев традиционной марийской религии проходит в пределах деревенской общины, одного или нескольких сельских советов (мирской общины). На всемарийских молениях с жертвоприношением могут принять все марийцы, образуя тем самым временную религиозную общину марийского народа (национальная община).

Марийская традиционная религия до начала XX века выступала как единственный социальный институт сплочения и единения марийского народа, укрепления его национального самосознания, утверждения национальной самобытной культуры. Вместе с этим, народная религия никогда не призывала искусственно разъединять народы, не возбуждала противоборство и противостояние между ними, не утверждала исключительность какого-либо народа.

Нынешнее поколение верующих, признавая культ Единого Бога Вселенной, убеждено в том, что этому Богу могут поклоняться все люди, представители любой национальности. Поэтому они считают возможным приобщить к своей вере любого человека, верящего в его всемогущество.

Любой человек, независимо от национальности и вероисповедания является частью Космоса, Вселенского Бога. В этом отношении все люди равны и достойны уважения, справедливого отношения к ним отношения. Марийцы всегда отличались веротерпимостью и уважительным отношением к религиозным чувствам иноверцев. Они считали, что религия каждого народа имеет право на существование, достойна почитания, поскольку все религиозные обряды направлены на облагораживание земной жизни, улучшение её качества, расширение возможностей людей и способствует приобщению божественных сил и божественной милости к повседневным нуждам.

Почитатели марийской традиционной религии, уважая права и свободы представителей других конфессий, ожидают такого же уважительного отношения к себе и совершаемым культовым действиям. Они считают, что поклонение Единому Богу – Вселенной в наше время является весьма своевременным и достаточно привлекательным для современного поколения людей, заинтересованных в распространении экологического движения, в сохранении первозданной природы.

Традиционная религия марийцев, включая в своё мировоззрение созерцание и практику положительный опыт многовековой истории, ставит своими ближайшими целями утверждение подлинно братских отношений в обществе и воспитание человека облагороженного общества, защищает себя праведностью, преданностью общему делу. Она и впредь будет отстаивать права и интересы своих верующих, защищать их честь и достоинство от всякого посягательства на основе принятого в стране законодательства.

Почитатели марийской религии считают своим гражданским и религиозным долгом соблюдать правовые нормы и законы Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Традиционная марийская религия ставит перед собой духовно-исторические задачи объединения усилий верующих по защите их жизненных интересов, окружающей нас природы, животного и растительного мира, а также достижения материального достатка, житейского благополучия, нравственного регулирования и высокого культурного уровня отношений между людьми.

3. О формах и методах деятельности

Основные формы деятельности последователей Марийской Традиционной Религии, членов Общины Марийской Традиционной Религии «Марий кумалтыш»: проведение религиозных ритуалов по различным случаям жизни человека и общины (общества), молитвенных собраний, массовых молений, проведение благотворительных, культурно-просветительских мероприятий, создание миссий, обучение и воспитание подрастающих поколений, издание и распространение религиозной литературы.

Ритуалы, молитвенные собрания и массовые моления в зависимости от значимости и статуса (семейные, общинные, окружные, всеобщие и т.п.) инициируются и проводятся либо отдельными членами общины, либо по решению всей общины или её старейшин, а при необходимости в согласии с другими общинами или их старейшинами. Важной частью их проведения является ритуальное освещение и/или жервоприношение, проводимые в различных формах и сопровождаемые особыми молитвами и речами. Освящаются и жертвуются: продукты питания, птица, скот или деньги.

Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, который община устанавливает согласно традиции и внутреннего договора. Календарь обязательно учитывает положение луны, а затем солнца.

4. Об отношении к семье и браку

Семья – основа человеческого общежития, одна из основ существования человека и общества. Брак признаётся священным и его расторжение порицается. Важнейшим признаётся взаимосвязь между поколениями – почитание старших со стороны молодёжи и абсолютная ответственность у старших за воспитание новых поколений. Вступление в брак с иноверцами в религиозных канонах не осуждается и всецело зависит от мнения самого человека, его родителей и семьи.

Для вступления в брак священнослужителя нет ограничений, за исключением случаев, когда он сам накладывает на себя такой обет.

5. Об отношении к образованию

Марийская Традиционная Религия не предполагает никаких ограничений для познания и обучения. Они рассматриваются как важнейшие благодетели в развитии личности, общины, общества и государства. Единственное ограничение – знание не должно быть направлено против жизни, т.е. человека, природы, Бога. Гражданское светское образование, предоставляемое государством в рамках единой образовательной системы, признаётся основным и необходимым.

Важной частью воспитания личности является участие в жизни общины через участие в её трудовой и религиозной жизни. Участие в религиозной жизни не ограничивается посещением молений, но и активным участием в их организации, проведении ритуалов и обрядов через прямое выполнение обязанностей и послушание старшим. Важным для последователя Марийской Традиционной Религии является усвоение как форм и содержание религиозных обрядов, так и правил проведения, принятых в общине и оговариваемых в молитвах и речах, сопровождающих ритуалы.

6. Отношение к здоровью

Здоровье человека, как части природы – есть здоровье природы и Бога. Всякая порча здоровья осуждается. Целый ряд ритуалов Марийской Традиционной Религии направлен не только на духовное, но и на физическое очищение человека, который должен предстать чистым перед Богом: обязательное освещение бани или омовение, воздержания от излишней пищи, алкоголя, табака, половых связей.

Последователи Марийской Традиционной Религии с уважением относятся к врачебной практике и признают необходимой государственную систему медицинского обслуживания.

7. Об отношении к государству

Последователи Марийской Традиционной Религии признают право и обязанность государства устанавливать законы, направленные на заботу о благополучии его граждан и поддержании государственной целостности, ибо без них невозможно существование людей разных религий и народов в мире и согласии на благо общего процветания. В своих молитвах мы всегда молимся о благополучии государства и его руководителей. Так было всегда и будет, ибо это есть часть нашей традиции. Даже в тяжёлые для Марийской Традиционной Религии времена марийцы молились так.

8. Об ограничениях для членов и служителей в отношении их гражданских прав и обязанностей

Марийская Традиционная Религия не предусматривает каких-либо ограничений для членов и служителей в отношении их гражданских прав и обязанностей. Служба в армии, исполнение долга перед государством и обществом, законопослушание признаются как важнейшие обязанности верующего. Но так как вступление священнослужителя в армию может создать трудности для отправления членами общины своих религиозных интересов, она может ходатайствовать перед государством о его освобождении от воинской обязанности.

Данная справка признана и утверждена членами Объединения Марийской Традиционной Религии «Марий кумалтыш»

Верховный карт Республики Марий Эл

А.И.Таныгин

Источник: Mari-el.name
 

Начало / Общество и политика / Религия / Язычество /