Начало / Общество и политика / Религия / Язычество /

Представления марийцев о жертвоприношении

Попов Н.С., Таныгин А.И.

В бурлящем Вселенском жизненном котле человеческая жизнь протекает под неусыпным наблюдением и при непосредственном участии Бога (Тÿҥ Ош Кугу Юмо) и его девяти ипостасей (проявлений), олицетворяющих присущий ему разум, энергию и материальный достаток. Поэтому человеку надлежит не только благоговейно верить Ему, но и глубоко почитать, стремиться удостоиться Его милости, благости и защиты (серлагыш), обогатив тем самым себя и окружающий мир жизненной энергией (шулык), материальным достатком (перке).

Надежным средством достижения всего этого является регулярное проведение в священных рощах семейных и общественных (общедеревенских, мирских и всемарийских) молений (кумалтыш) с жертвоприношениями Богу и его божествам домашних животных и птиц.

Моления в рощах, по мнению марийцев, являются самым значимым и наиболее действенным способом гармонизации отношений людей с Единым Богом и божествами, установления добросердечных и взаимоуважительных отношений в обществе, природе, во всей Вселенной. В процессе жертвоприношения под влиянием переданных божеству духовных субстанций жертвуемого животного происходит мистическое накопление и многократное увеличение божественных, человеческих и природных жизненных сил, способных освятить своей благостью все земное, в том числе и жизнь самих верующих, преодолеть все невзгоды и неурядицы, надежно защитить людей от социальных потрясений. Поэтому обычаю жертвоприношения марийцы придавали огромное значение. Он и сегодня является неразрывной частью образа жизни многих верующих. Его соблюдают во многих районах Республики Марий Эл, а также среди марийцев, проживающих в Башкирии, Удмуртии, Татарии, Кировской, Пермской, Свердловской областях.

Жертвоприношения позволяют людям накопить религиозный опыт постижения Божественного, учат их регулировать свою жизнь в духе богоустановленных традиций, чутко реагируя на все изменения в природе и социуме как результат вмешательства сакрального в повседневную действительность.

Жертвоприношения являются важным институтом единения и сплочения марийского народа, укрепления его национального (этнического) самосознания, освящения народных традиций и обычаев. Долгое время они рассматривались как единственный способ защиты народа от вымирания (ассимиляции). В условиях религиозных гонений негласное проведение коллективных молений верующие расценивали как своеобразный духовный подвиг.

За годы перестройки марийцы получили возможность открыто посещать молитвенные рощи и устраивать моления с жертвоприношениями. Прошли десятки крупных молений, с участием нескольких тысяч молящихся.

В религиозном сознании верующих все, что так или иначе связано с жертвоприношением, освящено символом святости (молитвенные рощи, священное дерево, возле которого устраивается из жердей жертвенный столик, место для костра и сам костер (жертвенник), родник или речка, протекающая возле священной рощи, жертвуемые животные, Пища, приготовленная по случаю жертвоприношения, священная утварь, молитвы, зачитываемые руководителем моления, их одеяние и т.д.). 

Из содержания раздела видно, что эти символы в сознании марийцев наделялись невидимой всепроникающей энергией, способной одухотворять совершаемые действия, придавать им божественный смысл и тем самым реально влиять на окружающий мир и жизнь самих верующих.

Подготовка и проведение жертвоприношений в XIX столетии строго регулировались установленными нормами и правилами. Сегодня многие из них забылись или подверглись некоторой переоценке. В разделе выявляются эти перемены, устанавливается степень их соответствия народным традициям, определяется примерный порядок проведения всех наиболее важных этапов жертвоприношения.

Моление с жертвоприношениями проходят в несколько этапов. Подготовка к молению начинается рано весной, а само жертвоприношение большей частью проводится осенью. На примере коллективного жертвоприношения в роще рассматриваются основные священнодействия с представлением Богу (божеству) жертвуемого животного и испытанием его богоугодности, закалыванием и символическим отделением наиболее важных частей - духовной субстанции жертвы, варкой и приготовлением в больших котлах бульона, каши и другой жертвуемой пищи. Затем происходит ритуальное сожжение основных частей жертвуемого животного, символизирующих его духовную субстанцию. На последнем этапе моления читается благодарственная молитва божеству, способствующая достижению мира и согласия в обществе, природе, во Вселенной. После этого присутствующие угощаются приготовленной пищей, благодарят богов за их милость и отправляются домой.

Источник: Попов Н.С., Таныгин А.И. "Юмын йÿла" ("Основы традиционной марийской религии"). - Йошкар-Ола, 2003 г. Стр. 264-266.
 

Начало / Общество и политика / Религия / Язычество /